Стратегия лидерства по издержкам. Как ее реализовать? И какие у нее плюсы и минусы?
Стратегия «Лидер по издержкам» заключается в том, чтобы снизить издержки так, как не сможет конкурент. За счет этого вы будете держать цены ниже конкурентов или на их уровне, но зарабатывать с каждой продажи больше их.
Рассмотрим: что необходимо сделать для реализации стратегии; как снизить затраты; плюсы и минусы стратегии; примеры компаний.
Как реализовать стратегию лидерства по издержкам?
Для реализации стратегии необходимо:
-
оптимизировать цепочки поставок и закупок;
-
автоматизировать бизнес-процессы;
-
создать эффективное производство;
-
строго контролировать все бизнес-процессы;
-
завоевать большую часть рынка;
-
первоначально вложить много денег.
В среднем на рынке таких компаний может существовать одновременно от 2 до 5 штук. Не больше.
Как снизить затраты?
-
использовать эффект от масштаба, чтобы снизить затраты на единицу продукции;
-
изменить продукт так, чтобы облегчить его производство. Например, оставить только базовые функции или использовать альтернативные материалы и технологии;
-
внедрить систему оптимизации запасов, например по принципу JIT (Just-In-Time);
-
использовать бережливое производство;
-
оптимизировать цепочки поставок: получить лучшие цены и условия; использовать массовую закупку, минимизировать издержки на доставку;
-
купить эффективное оборудование;
-
купить оборудование, которое легко настроит и переналадить;
-
автоматизировать рутинные задачи;
-
внедрить технологии, позволяющие сократить расходы на энергию;
-
использовать информационные технологии;
-
оптимизировать логистику: пересмотр маршрутов доставки, улучшение системы управления складами и т.д.;
-
автоматизировать процессы обслуживания клиентов;
-
привлечь экспертов по оптимизации процессов;
-
внедрить системы контроля и анализа издержек;
-
проводить регулярных аудитов для выявления и устранение излишних расходов;
-
и другие способы снижения издержек.
Какие плюсы у стратегии лидерства по издержкам?
Плюсы:
1. Конкурентные цены привлекают больше клиентов, что способствует увеличению объемов продаж;
2. Повышение конкурентоспособности на рынке за счет доступности товаров по привлекательным ценам;
3. Возможность удержать ценных клиентов и предотвратить их переход к конкурентам;
4. Повышение осведомленности покупателей о бренде за счет высокой видимости на рынке;
5. Увеличение базы постоянных клиентов за счет удовлетворения потребностей в более доступных продуктах;
6. Можно диктовать свои условия покупателям, поставщиками, конкурентам и субститутами.
Какие минусы у стратегии лидерства по издержкам?
Минусы:
1. Риск ущерба для бренда из-за ассоциации с низким качеством продукции;
2. Ограниченная возможность роста прибыли из-за низких цен и маржинальности;
3. Риск потери клиентов, которые ценят качество и сервис выше, чем цены;
4. Недостаточное внимание к инновациям из-за фокуса на снижении издержек;
5. Риск ценовой войны с конкурентами;
6. Риск появления новых технологий. Придется переделывать все процессы, чтобы адаптироваться к ним, а это затраты.
Какие существуют примеры стратегии лидерства по издержкам?
Walmart — американская компания, которая является крупнейшим ритейлером в мире. Начинали с магазина в маленьком городе. Имеет продуманную логистику и эффект от масштаба
IKEA — шведская компания, которая является крупнейшим производителем и продавцом мебели в мире. Снижает цены на ходовые товары, использует дешевые материалы; применяют принцип "сделай сам"; продумывают путь покупателя по магазину, чтобы выбрал больше товаров.
Светофор — российская компания, дискаунтер. Экономит на всем что можно: вместо магазина — склад; вместо красивого логотипа — простой; большие закупки и т.д.
Zara — испанская компания, которая является одним из крупнейших производителей и продавцов одежды в мире. При изменении вкуса покупателей быстро придумывают новые коллекции и доставляют в свои магазины, пока другие еще только распродают старые. Низкий процент не распроданных товаров на складе.